Адаптация детей с нарушениями слуха часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет.
Все это обусловливает необходимость предельно раннего коррекционного вмешательства.
Музыка является универсальным средством. Она выступает как в качестве основного воздействующего фактора для воспитания полноценной личности, так и вспомогательного элемента коррекционной работы.
Восприятие музыки – это активный процесс, так как он не является только слуховым, это всегда процесс слухо–двигательный.
Большой возможностью в развитии и коррекции слухового восприятия обладает элементарное музицирование,т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный,метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.
Уважаемые родители!
Предлагаем музыкальные игры на развитие у детей слуха.
Игра «Звени колокольчик»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды
Материал: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки.
Ход игры: взрослый показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (Показывает другую коробочку.) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним». Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая его действиям, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит». Предлагает малышу попеременно вызывать звук колокольчика (звенит — не звенит).
Игра «Беги в свой домик»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
Материал: бубен, детский стульчик.
Ход игры: взрослый показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик». Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и отсутствие звука.
Игра «Поиграем на дудочке»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные), учить детей вызывать звук из музыкального инструмента- свирель, дудочка.
Материал: свирель (дудочка).
Ход игры: взрослый показывает ребенку музыкальный инструмент и говорит: «Я дую, получается музыка». Показывает действие и предлагает малышу подуть в свою свирель (дудочку). «Получилось, играет дудочка!».
Игра «Спой песенку»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
Материал: металлофон, две палочки.
Ход игры: взрослый показывает ребенку музыкальный инструмент и ударяет палочкой по металлофону, извлекая звук. «Слышишь, какая музыка получилась? А теперь ты попробуй».
Игра «Поймай меня»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
Материал: платок, колокольчик.
Ход игры: взрослый показывает ребенку колокольчик и как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ему звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить малыша. Поймав, говорит: «Вот ты. Я услышала колокольчик и поймала тебя». Можно провести игру наоборот: ребенок ловит взрослого.
Игра «Кто играет?»
Цель: учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов.
Материал: игрушки: заяц, лиса, музыкальные инструменты: барабан, металлофон.
Ход игры: взрослый показывает зайца и демонстрирует звук барабана: «К нам пришел зайчик, он любит играть на барабане (демонстрирует звук барабана). А это — лисичка. Она любит играть на металлофоне (играет). Угадай, кто сейчас будет играть: лисичка или зайка». Взрослый закрывает экраном игрушки, извлекая звук: «Угадай, кто играет?» Игра повторяется несколько раз.
Данные игры направлены на коррекцию слухового восприятия у дошкольников. Использование игр дома позволит Вам не только способствовать развитию слуха ребенка, но и сблизит вас эмоционально.
Источник: https://www.maam.ru
Подготовил: музыкальный руководитель Радунайтис Е.Ю.
раскрыть » / « свернуть