Вопросы и ответы о работе учителя-дефектолога

   1. Что такое ПКПП и чем он отличается от специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи?

   ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (пункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим трудности в освоении программы дошкольного образования. 
  В зависимости от характера нарушений физического или психического развития в пункте могут быть сформированы группы для детей:
- с нарушениями речи
- с нарушениями слуха
- с нарушениями зрения
- с нарушениями психического развития.

Отличия ПКПП от специальной группы.

 1) Учитель-дефектолог в ПКПП встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в специальной группе. Работа учителя-дефектолога строится с учетом внутреннего расписания учреждения дошкольного образования. 
   2) В отличие от специальных групп, задача коррекции речи в ПКПП является дополнительной. В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с учителем-дефектологом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению содержания учебной программы дошкольного образования. 
   3) Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков. 
    4) В специальной группе состав детей не меняется в течение года, на учителя-дефектолога приходится до 12 детей. На пункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у учителя-дефектолога занимаются 22-26 детей.
   5) В специальной группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. На пункте одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты).
    6) Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на пункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Учитель-дефектолог на пункте вынужден подстраиваться под учебный план учреждения дошкольного образования и режимные моменты в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети специальной группы детского сада.       

    2. Как «попасть» на занятия к учителю-дефектологу в ПКПП?

   Согласно Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
1) заявления законного представителя ребенка.
2) заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.

   3. С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

Каких детей берут в ПКПП? 
На  пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь  зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу.  То есть ребята из старшей группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи учителя-дефектолога, ставятся на очередь.
Чаще всего принимаются дети с такими заключениями: 
- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия); 
- грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);
- заикание (лёгкая степень);
- Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня);
- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или  НВОНР не осложненное.

5. Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?

Фронтальные (с группой детей) — 1-2 раз в неделю,  индивидуально-подгрупповые занятия — 1-2 раза в неделю. 
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. 
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей. 
В основном индивидуальные занятия  на логопункте длятся от 10 до 20 минут. 
Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

6. Нужно ли делать домашние задания и как?

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. 
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Весь речевой материал, полученный в качестве домашнего задания от логопеда, должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания:
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. 
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.