Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, воздействия на человека с самого раннего детства.В последние годы особое внимание уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина. Социальная ситуация в нашей стране на данный момент такова, что политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, поэтому большое значение приобретает патриотическое воспитание дошкольников.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей,свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.Большие возможности для воспитания у детей любви к Родине предоставляет знакомство их с музыкальными произведениями.Музыка – прекрасная и поистине безграничная область человеческой культуры. Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Музыка окружает нас повсеместно,всюду и везде – в труде и в быту, в дальних походах или в дружеских встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Трудно найти на земле человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких-либо музыкальных впечатлений. Сила музыки способна захватить душу,сплотить воедино стремления и помыслы людских масс.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период для высоких человеческих начал. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
В нашем дошкольном учреждении существует опыт воспитания патриотических чувств. Формы организации педагогического процесса в этом направлении разнообразны: беседы, тематические досуги, праздники, развлечения. Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Поэтому мы предоставляем детям возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, в разнообразной деятельности.Основной идеей данных мероприятий является формирование патриотизма и гражданственности у дошкольников. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
С самого раннего возраста дети проживают вместе с педагогом начальные этапы музицирования, в которых взрослый передает знания о культуре родного края, его традициях.
Результатом этой работы становятся необыкновенно яркие впечатления детей, которыми они наполняют своё песенное и танцевальное творчество.
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма.Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты,окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.В нашем детском саду это достигается в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, воспитывается особенное отношение к образам реальной природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка,яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого, для слушания музыки мы предлагаем детям инструментальную музыку, характеризующую образы природы.
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы надеемся,что воспитаем настоящего патриота, человека, любящего свою Родину.
Источники:
1. Учебная программа дошкольного образования.
2. Анцыпирович, О.Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста учеб.нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования.
Подготовил: музыкальный руководитель Снежкова Ж.Н.
раскрыть » / « свернуть